Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЯГОЕ БАСАРАБ
52, С. 181-184 опубликовано: 20 апреля 2023г.


Содержание

НЯГОЕ БАСАРАБ

Господарь Валахии Нягос Басараб с сыном Феодосием и господарем Валахии Мирчей Чобану. Роспись собора мон-ря Снагов, Румыния. 1559–1568 гг. Фото: Fusion-of-horisons from Flickr
Господарь Валахии Нягос Басараб с сыном Феодосием и господарем Валахии Мирчей Чобану. Роспись собора мон-ря Снагов, Румыния. 1559–1568 гг. Фото: Fusion-of-horisons from Flickr

Господарь Валахии Нягос Басараб с сыном Феодосием и господарем Валахии Мирчей Чобану. Роспись собора мон-ря Снагов, Румыния. 1559–1568 гг. Фото: Fusion-of-horisons from Flickr

[Нягое I Басараб; Нягу Басарабский; румын. Neagoe I Basarab] (1481/82, Олтения - 15.09.1521, Куртя-де-Арджеш, Валашское княжество (ныне в Румынии)), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник. Род. в семье великого ворника валашского двора Пырву, принадлежавшего к одному из старейших румын. родов Крайовешти (Крайовеску), и его жены Няги из боярского рода из местности Хотэрани (Олтения, Зап. Валахия). Был женат на Милице Деспине Бранкович, дочери моравского деспота Георгия II Бранковича (в конце жизни приняла постриг с именем Платонида).

Происхождение Н. Б. вызывает в историографии споры. Став господарем, он добавил к своему имени (Нягое) еще и имя Басараб, указывая т. о. на себя как на сына и наследника валашского господаря Басараба IV Цепелюша Тынэра (Молодого; 1477-1481 с перерывом) (DRH. B. Ţara Românească. 1972. Vol. 2. Р. 243-244 et passim) и воплощая стремление рода Крайовешти получить господарскую власть, основанную на легитимном династическом праве. Претензии Крайовешти на господарский престол через родство с Басарабом IV получили по требованию Н. Б. обоснование в Житии свт. Нифонта II, патриарха К-польского, написанном афонским иером. Гавриилом Протулом на греч. языке между 1517 и 1521 гг. Эта легенда, созданная Н. Б. и членами его семьи с тем, чтобы блокировать шансы др. боярских групп (также в ряде случаев ссылавшихся на родство с господарями) на престол, была поддержана авторами хроник XVII в. (Stoica Ludescu в «Letopiseţul Cantacuzinesc» и Radu Popescu в «Istoriile domnilor Ţarii Româneşti»). Румын. историография кон. XIX - нач. XX в. (А. Д. Ксенопол, Н. Йорга, Й. Богдан, Д. Ончул, А. Одобеску и др.) разрабатывала эту версию. Для того чтобы объяснить родственные связи Н. Б. с родом Крайовешти, утверждалось, что его мать принадлежала к этому роду - была сестрой 4 братьев Крайовешти, в т. ч. Пырву (Pleşia. 1969. Р. 47-49).

В румын. историографии после 1930 г. завоевание Н. Б. господарского престола рассматривалось как узурпация власти в ущерб старым династиям (Filitti. 1933. Р. 46; Panaitescu. 1946. Р. 11; Ştefanescu. 1965. Р. 109). В наст. время на основании того что Н. Б. не был объявлен современниками как узурпатор, все актуальнее становится версия, согласно которой Н. Б.- сын Басараба IV и Няги, усыновленный Пырву Крайовеску и выросший в его доме. Эту версию косвенно поддерживают события, связанные со свержением 16 сент. 1481 г. с валашского трона Басараба IV его покровителем, молдав. господарем св. Стефаном III Великим, в результате чего Басараб IV бежал во владения Крайовешти в Олтению (Pleşia. 1969. Р. 45-60; Vergatti. 2009. Р. 24-37).

Н. Б. получил хорошее образование, владел греческим и южнославянским языками. Первое документальное свидетельство о нем («жупан Нягое постелник») сохранилось в помяннике (pomelnic) под 28 янв. 1501 г., в к-ром упоминалось о ежегодном даровании родом Крайовешти афонскому Павла святому монастырю 2 тыс. аспров (DRH. B. Ţara Românească. 1972. Vol. 2. Р. 6-9). Примечательно, что в юном возрасте Н. Б., являясь не самым высокопоставленным сановником, был удостоен титула жупана. Этот титул также носили его дядя бан Барбу и отец Пырву, в то время как 2 других его дяди (конюший Данчиул и великий постельничий Раду) его так и не получили (Pleşia. 1970. Р. 113). Как великий постельничий Н. Б. фигурирует в дарственной грамоте (в ней перечислены села, мельницы и др.) валашского господаря Раду IV от 15 дек. 1501 г. мон-рю Нучет (жудец Дымбовица) (DRH. B. Ţara Românească. 1972. Vol. 2. Р. 26-31). Эту должность Н. Б. занимал до 15 июня 1501 г., когда из-за соперничества с валашским господарем Михней I Ингерасом Рэу (Злым) бежал вместе с семьей к паше Никополя Мехмед-бею Михал-оглу. С восхождением на валашский господарский престол Влада V Тынэра (Молодого) Н. Б. стал великим комисом (1-я грамота Влада V от 1 апр. 1510 о вознаграждении его сторонников // DRH. B. Ţara Românească. 1972. Vol. 2. Р. 142-143; также: грамота Влада V от 24 апр. 1510 // Ibid. Р. 142-144). Эту должность Н. Б. оставил после 28 нояб. 1511 г., когда произошел разрыв между господарем и родом Крайовешти, вслед. чего Н. Б. переехал в К-поль. Очевидно, что уже в период господарства Влада V Н. Б. надеялся занять престол: так, на его печати, поставленной рядом с печатями др. бояр на грамоте Влада V от 17 авг. 1511 г., изображены ворон, луна и солнце, символизировавшие господарскую власть (Sacerdoţeanu. 1964. P. 411-413).

Н. Б. утвердился на престоле при помощи тур. армии (документ, подписанный венг. кор. Владиславом (Ласло) II Ягеллоном, от 14 февр. 1512: Hurmuzaki. 1911. Vol. 15. Р. 218). Оттоманская власть умело использовала слабые стороны династического принципа наследования власти (значительное число наследников, борьба боярских группировок за власть) как в Молдавском, так и в Валашском княжествах, увеличивая давление на внутриполитическую жизнь румын. княжеств. Оба княжества продолжали управляться автохтонными правителями, однако Порта все чаще брала на себя право самой назначать правителей (Istoria românilor. 2016. Vol. 4. P. 476). Восхождение Н. Б. на трон состоялось 23 янв. 1512 г. при поддержке Мехмед-бея, действовавшего от имени султана Баязида II (1481-1512) и близкого к боярам Крайовешти. Мехмед-бей представлял Н. Б. как своего родственника, что подтверждает гипотезу о том, что мать Мехмед-бея Махитаб была румын. происхождения и, весьма вероятно, состояла в прямом родстве с Крайовешти (Cronicile slavo-române. 1959. Р. 79; Mehmet. 1968. Р. 923).

Валашское княжество в начале правления Н. Б. находилось в неблагоприятных внешних условиях, что делало необходимым проведение осторожной внешней политики. Н. Б. сохранил мир с турками ценой увеличения размера дани (ок. 13 тыс. галбен), т. о. надолго обеспечив их невмешательство во внутренние дела Валашского княжества. В то же время господарь установил дипломатические отношения с королями Венгрии и Польши, правительством Венеции и папой Римским, что способствовало укреплению политической стабильности, обеспечившей возможность проведения ряда внутренних преобразований (Istoria românilor. 2016. Vol. 4. P. 482). В 1519 г. по согласованию с молдав. господарем Н. Б. направил своего посланника в Ватикан, намереваясь т. о. способствовать преодолению конфликта между католиками и православными в интересах создания единого антиосманского фронта. Всячески поощрял развитие ремесел и торговли, в т. ч. внешней.

Очевидно, на момент восшествия Н. Б. на престол, трон главы Валашской Церкви оставался вакантным - на царство господаря помазал патриарх К-польский Пахомий I. На факт помазания как на подтверждение легитимности Н. Б. на престол указывает и румын. летописец Д. Й. Мурешан (Mureşan. 2012. P. 25-62). Некоторые исследователи считают, что Валашская Церковь как Унгро-Влахийская митрополия, подчиненная К-польскому Патриархату, была образована именно при Н. Б.

Ок. 1503 г. К-польский патриарх Нифонт II (1486-1488, 1497-1498) на созванном им в Валахии Поместном Соборе хиротонисал 2 архиереев для Валашской Церкви (Gavriil Protul. 1937. P. 275-276; Idem. 1944. P. 80-82). Несмотря на то что имена архиереев и их кафедры не названы, историки полагают, что речь идет об образовании в границах исчезнувшей в нач. XV в. Северинской митрополии 2 епископий - Рымникской и Бузэуской. При помощи этих иерархов Н. Б. смог осуществить программу обновления церковной жизни (Păcurariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 404-410). Считается, что митрополитом Унгро-Влахийским во время господарства Н. Б. был его ставленник, печатник иером. Макарий (1512-1521), уроженец Черногории, автор и издатель первых в Валахии печатных литургических книг на слав. языке (Служебник (Liturghierul; 1508), Октоих (1510), Четвероевангелие (1512)).

Н. Б., сохраняя традиции предшественников, занимался защитой и увеличением церковных владений. Ок. 50 документов господарской канцелярии касаются расширения движимого и недвижимого имущества валашских церквей и монастырей (DRH. B. Ţara Românească. 1972. Vol. 2. Рassim). Н. Б. был строителем и ктитором кафедральной епископской церкви в Куртя-де-Арджеше (построена на месте старой, основанной господарем Владом III Цепешем (Дракулой), освящена 17 авг. 1517; здесь была устроена господарская усыпальница), ц. вмч. Георгия в Тырговиште (1517), кафедральной митрополичьей Вознесенской ц. в Тырговиште, церкви скита Остров-Кэлимэнешти (воеводская ктитория Н. Б. и его супруги Милицы Деспины, возведенная на руинах мон-ря XV в. в 1520-1522) и др. Н. Б. частично перестроил и обновил росписи в кафоликоне мон-ря Тисмана, в кафоликоне мон-ря Снагов (устроил там усыпальницу для Пырву Крайовеску († 1512)), в кафоликоне мон-ря Дялу, в кафоликоне мон-ря Главачок, в мон-рях Козия и Комана, поддерживал владения Церкви за пределами страны, к югу от Дуная (Gavriil Protul. 1944. Р. 160). Также он поощрял ктиторскую активность бояр (Chihaia. 1976. P. 218; Săsăujan. 2012. P. 72-78).

Особое внимание Н. Б. уделял афонским мон-рям. Это объясняют тем, что он находился под влиянием свт. Нифонта II: так, в свое время был единственным из румын. бояр, кто, несмотря на угрозы Раду IV предать смертной казни любого вступившего в контакт с впавшим в немилость иерархом, все же посещал и поддерживал его (Gavriil Protul. 1944. Р. 91-93). Первый акт, принятый Н. Б. в качестве господаря,- документ пожертвований (20 февр. 1512), касавшийся расширения владений афонского мон-ря Кутлумуш (назван в источнике Большой лаврой Валахии, являлся ктиторией господаря Владислава I Влайку), к-рому были дарованы 8 сел, освобожденных от всех даней, кроме налога, взимаемого в пользу государства (DRH. B. Ţara Românească. 1972. Vol. 2. Р. 198-200). Также он даровал Кутлумушу годовую субсидию в размере 10 тыс. аспров, к которой добавил 700 аспров на содержание больницы и 500 - на дорожные растраты для тех, кто приезжали в Валахию за деньгами. Н. Б. полностью перестроил кафоликон Великой Лавры, пожертвовал много предметов утвари и годовую субвенцию. Отдельное попечение Н. Б. имел о Дионисия преподобного монастыре, т. к. в этой обители умер и был похоронен патриарх К-польский свт. Нифонт II. Н. Б. построил там церковь во имя патриарха (Gavriil Protul. 1944. Р. 141-157) и подарил обители раку для его мощей и многое другое. Н. Б. жертвовал в обители Пантократор, Ватопед, Ксиропотам, Павла святого мон-рь, Иверский монастырь, Ксенофонта преподобного монастырь (Săsăujan. 2012. P. 78-79).

Поскольку Н. Б. был женат на представительнице серб. правящего рода, в сферу его донаторского интереса входила также поддержка сербских мон-рей: напр., мон-рю Хиландар в 1517 г. он пожертвовал 7 тыс. аспров; поддерживал мон-ри Крушедол, Дечаны, Орешковица (Bazilescu. 1971. Р. 679; Săsăujan. 2012. P. 80), Кошиница в Вост. Македонии (Székely. 2012. P. 417-438; Teoteoi. 2012. P. 127-150).

Н. Б. заботился также о святынях Св. земли, Синая, Византии: оказывал значительные пожертвования храму Гроба Господня в Иерусалиме «вместе с церквами, которые находятся вокруг»; Синай «обогатил всеми церковными сосудами и другими многими дарами и выделил большую субсидию» (Gavriil Protul. 1937. P. 292); перекрыл свинцом патриаршую церковь в К-поле, «обновил помещения для монахов и сделал много даров»; жертвовал средства Метеорским монастырям (Săsăujan. 2012. P. 79).

14-15 авг. 1517 г. в присутствии К-польского патриарха Феолипта I и др. церковных сановников была освящена ктитория Н. Б.- мон-рь в Куртя-де-Арджеше с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы, построенный на месте разрушенного древнего мон-ря и ставший одним из центров валашского Православия. Был созван Собор, на к-ром 16 авг. был канонизирован патриарх Нифонт II (Gavriil Protul. 1944. Р. 155). 17 авг. было решено переместить престол Валашского митрополита из Куртя-де-Арджеша в Тырговиште, новой кафедрой стала ц. в честь Вознесения Господня (ктитором которой Н. Б. также являлся), освященная 17 авг. 1520 г. В качестве компенсации за перенос кафедры каждый игумен мон-ря в Куртя-де-Арджеше получил титул архимандрита и право носить набедренник (Păcurariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 490).

Н. Б. был похоронен в господарской крипте в мон-ре в Куртя-де-Арджеше. Причислен к лику святых РумПЦ на заседании Синода 8-9 июля 2008 г. вместе со свт. Иакинфом, митр. Унгро-Влахийским, и прав. Дионисием Скудным. Он стал 3-м святым румын. господарем после св. Стефана III Великого и мч. Константина Брынковяну. 7 марта 2018 г. решением Синода РПЦ его имя было внесено и в месяцеслов РПЦ.

Ок. 1520 г. Н. Б. написал на слав. языке труд «Поучения Нягое Басараба», адресованный сыну Феодосию и оформленный в жанре «княжеское зерцало» (Furstenspiegel). Труд сохранился также в греческой и румынской версиях (XVI и XVII вв.; 1-е изд. на румынском языке опубл. в 1654). Сочинение состоит из 2 частей. В 1-й изложены богословское и теоретическое обоснования существовавшего порядка, а также синтез идеалистических представлений автора о христ. этике; 2-я часть, практическая, содержит религиозные, этические и политические принципы, на основе к-рых следует обучать господарского сына.

Иконография

Сохранилось довольно много ктиторских изображений Н. Б. В его крипте в церкви в Куртя-де-Арджеше зограф Добромир изобразил господаря с моделью церкви в руках, его супругу Милицу Деспину и их 6 детей: Феодосия, Петра, Иона (Ивана), Стану, Руксандру (впосл. супруга господаря Раду V) и Ангелину. Портрет Н. Б. в кафоликоне мон-ря Снагов был выполнен при валашском господаре Петру Молодом (1559-1568): это единственный в румынской средневек. живописи случай, когда в нефе и притворе написаны портреты одних и тех же лиц (вместе с Н. Б. изображен Мирча Чобану, воевода Петру, вместе с братьями Раду и Мирчей и их матерью). В церкви Куртя-Домняскэ в Тырговиште, ктитории Петру III Церцела (Серьги), роспись была сделана во времена господаря мч. Константина Брынковяну (1688-1714); здесь находится самая крупная галерея портретов валашских господарей (худож. Константин), среди них есть изображение Н. Б. Также Константин в 1693 г. в кафоликоне мон-ря Хурези выполнил групповой портрет предков мч. Константина Брынковяну, в их числе и Н. Б. В церкви скита Остров ок. 1760 г. художники Иоанн и Константин, используя в качестве образца изображения господарской семьи в Куртя-де-Арджеше, написали групповой потрет семьи господаря: Н. Б., Милицы Деспины и детей Феодосия и Руксандры (Văetişi. 2012. P. 185-222). Изображения Н. Б. и членов его семьи сохранились на т. н. семейных иконах (Нац. музей искусств Румынии) (Brătulescu. 1961. P. 775-784). Портреты Н. Б. и Милицы Деспины были помещены на шитых покровах, к-рые они заказали для раки свт. Нифонта II в монастыре прп. Дионисия на Афоне.

Ист.: Слова наказательные воеводы Валашского Иоанна Негоя к сыну Феодосию / Сост.: П. А. Лавров. СПб., 1904; Hurmuzaki E. Documente privitoare la istoria românilor. Bucur., 1911. Vol. 15: Acte şi scrisori din arhivele oraşelor ardelene (Bistriţa, Braşov, Sibiu) / Publ. N. Iorga. Pt. 1: 1358-1600. P. 218; Gavriil Protul. Viaţa şi traiul sf. Nifon, patriarhul Constantinopolului / Ed. T. Simedrea // BOR. 1937. An. 55. N 5/6; idem. Viaţa sf. Nifon: O redacţiune grecească inedită / Ed. V. Grecu. Bucur., 1944. P. 257-299; Învăţăturile lui Neagoe Basarab, domnul Ţării Româneşti, 1512-1521: Versiunea grecească / Ed. V. Grecu. Bucur., 1942; Cronicile slavo-române din sec. XV-XVI / Publ. I. Bogdan, ed. P. P. Panaitescu. Bucur., 1959. P. 215-316; Istoria Ţării Româneşti 1290-1690. Letopiseţul Cantacuzinesc / Ed. C. Grecescu, D. Simonescu. Bucur., 1960; Radu Popescu. Istoriile domnilor Ţării Româneşti / Ed. C. Grecescu. Bucur., 1963; Învăţăturile lui Neagoe Basarab către fiul său Theodosie / Ed. F. Moisil, D. Zamfirescu, G. Mihăilă. Bucur., 1971; Idem / Ed. G. Mihăilă, D. Zamfirescu. Bucur., 1996. DRH. B. Ţara Românească. 1972. Vol. 2: 1501-1525 / Ed. Ş. Ştefanescu, O. Diaconescu. P. 193-403.
Лит.: Iorga N. Istoria Bisericii Româneşti şi a vieţii religioase a românilor. Bucur., 1908. Vol. 1. P. 113-140; Filitti I. C. Banatul Olteniei şi Craioveştii. Craiova, 1933; Brătulescu V. Icoanele de familie ale lui Neagoe Basarab // BOR. 1961. An. 79. N 2. P. 775-784; Sacerdoţeanu A. Contribuţii la studiul diplomaticii slavo-române: Sfâtul domnesc şi sigiliile din timpul lui Neagoe Basarab // Romanoslavica. Bucur., 1964. N 10. P. 405-434; Ştefanescu Ş. Bănia în Ţara Românească. Bucur., 1965; Neagoe M. Despre politica externă a lui Neagoe Basarab // Studii: Revistă de istorie. Bucur., 1966. An. 19. N 4. P. 745-764; Mehmet M. A. Două documente turceşti despre Neagoe Basarab // Studii: Revistă de istorie. 1968. An. 21. N 5. P. 921-930; Pleşia D. Neagoe Basarab - originea, familia şi o scurtă privire asupra politicii Ţării Româneşti la începutul veacului al XVI-lea // Valachica: Studii şi materiale de istorie şi istorie a culturii. Târgovişte, 1969. Vol. 1. P. 45-60; 1970. Vol. 2. P. 113-141; Bazilescu Ş. Relaţiile lui Neagoe Basarab cu lumea ortodoxă din afara graniţelor Ţării Româneşti // Mitropolia Olteniei. Craiova, 1971. An. 23. N 9/10. P. 676-690; Duţu A. Cărţile de înţelepciune în cultura română. Bucur., 1972. P. 65-103; Chihaia P. De la «Negru Vodă» la Neagoe Basarab: Interferenţe literar-artistice în cultura românească a evului de mijloc. [Bucur.], 1976; Velculescu C. Cărţi populare şi cultură românească. Bucur., 1984. P. 6-8, 53-75; eadem. Physiologus - Bestiarium - Bilder und die rumänische Volkskultur // Synthesis. Bucur., 1998. N 25. P. 67-77; eadem. Proloage. Fiziolog. Alexandria. Cosmografii. [Piscu], 2018; Vergatti R.-Ş. Neagoe Basarab: Viaţa, domnia şi opera. Curtea de Argeş, 2009; Mureşan D. I. La visite canonique du patriarche Pacôme Ier dans les Principautés Roumaines (1513) et le modèle davidique du sacre // Sfântul voievod Neagoe Basarab - ctitor de Biserici şi cultură românească / Coord. N. C., Câdă. Bucur., 2012. P. 25-62; Săsăujan M.-S. Actul de ctitorie al domnului Neagoe Basarab // Ibid. P. 63-80; Teoteoi T. Neagoe Basarab, iniţiator al binefacerilor româneşticătre o mănăstire din Macedonia Orientală, Kosinitza sau Cuşniţa din Viaţa sf. Nifon // Ibid. P. 127-150; Văetişi A. Portretistica votivă a lui Neagoe Basarab // Ibid. P. 185-230; Székely M. M. Pe marginea unei corespondenţe pierdute. Mănăstirea Kosinitsa şi Ţările Române // Aut viam inveniam aut faciam: In honorem Şt. Andreescu / Coord. O. Cristea, P. Zahariuc, Gh. Lazăr. Iaşi, 2012. P. 417-438; Grigore M.-D. Neagoe Basarab - Princeps Christianus: Christianitas-Semantik im Vergleich mit Erasmus, Luther und Machiavelli (1513-1523). [Fr./M., 2015]; Istoria românilor. [Bucur., 20162]. Vol. 4: De la universalitatea creştina către Europa «patriilor» / Coord. Ş. Ştefanescu, C. Mureşan, I. A. Pop. P. 475-493, 555-582, 613-674, 761-812.
М. Антон
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святые Румынской Православной Церкви Нягое Басараб [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), святой Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник Господари Румынские Книжники
См.также:
ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ (ок. 1692 - 1767), схим., прп. (пам. 25 апр. , пам. рум. 15 апр.)
ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ Басарбовский (Бассарабовский, Болгарский), прп., (пам. 27 окт. в Румынской Православной Церкви и Болгарской Православной Церкви; 26 окт. в РПЦ)
ИОАНН НОВЫЙ, СОЧАВСКИЙ [Белградский, Белгородский, Аккерманский, Трапезундский] († ок. 1330), вмч. (пам. 2 июня)
НИКОДИМ ТИСМАНСКИЙ (ок. 1320 - 1406, прп. Румынской (РумПЦ) и Сербской Православных Церквей (пам. 26 дек.), архим., основатель мон-рей
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВВАКУМ мч. Римский (пам. 6 июля) - см. МАРИН (МАРИЙ), МАРФА, АВДИФАКС И АВВАКУМ
АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)